
Technologia nanoFlowcell: nie ładujemy samochodów elektrycznych
Ученые и конструкторы, связанные с автомобилестроением, думают о том, как решить две главные проблемы с аккумуляторами для электрокаров. Это малый пробег и большая продолжительность зарядки. Разумеется, батареи должны быть доступны по стоимости и не загрязнять окружающую среду.
Пока что на мировом рынке «царствуют» литий-ионные накопители энергии. Работы по созданию АКБ иного типа ведутся, но о конкретных результатах приходится слышать редко. Чаще всего демонстрируются опытные образцы и все! Но кто знает: может, идеи какого-нибудь коллектива ученых продолжают развиваться, но уже под иным брендом и с другими спонсорами.
Это компания с головным офисом, расположенным в швейцарском городе Kilchberg. Основана в 1996 году, с 2021-го является акционерным обществом. О себе впервые фирма громко заявила еще в 2014-м, продемонстрировав на автосалоне в Женеве свой прототип. Тогда был показан четырехместный концепт QUANT – электрокар, работающий на жидких аккумуляторах. Машину доработали и, год спустя, там же выставили уже две версии.
Это модернизированный спортивный samochód QUANT FE и его городской «близнец»-купе QUANTiNO. Как утверждал разработчик, публике показаны предсерийные образцы.
Если сами по себе машины не особенно были интересными, то их характеристики впечатляли. Спорткар QUANT F комплектовался силовым агрегатом, развивающим 1090 «лошадей» и раскручивающим движок до немыслимых 2900 Н*м. Разгон до «сотки» составлял 2,8 секунды (напоминаем: это 2016 год), «максималка» – 380 км/ч. Пробег на одной зарядке (или заправке – об этом чуть позже) равен 600 км. А вот его «собрат» при более скромных скоростных качествах (мотор в 109 л. с.) способен проехать 1000 км без «подпитки».
Спортивный QUANT F на трассе. Фото: youtube.com
Руководитель технологического отдела компании Нунцио ла Веккиа на городском хэтчбеке проехал, не останавливаясь, 14 часов. После окончания тестирования в электрокаре оставалось 78% «горючего». Однако, что же представляет собой «чудо-система», мало имеющая общего с современными автомобильными аккумуляторами?
Источник энергии, работающий на таких же принципах, впервые был опробован (получен патент) в 1976 году инженерами NASA. Предполагалось, что такие АКБ будут устанавливать на космические корабли. Батареи назвали «потоковыми», но серийно их не делали из-за сравнительно больших габаритов и малой выдаваемой мощности. И вот в компании nanoFlowcell заявили, что им удалось «запихать» в 1 л очень много энергии: в четыреста раз больше, чем вмещает такой же объем обычной свинцовой АКБ.
По-английски она называется redox – reduction-oxidation, что переводится, как «восстановление-окисление». Ее ячейка выполнена в виде пары электродов, между которыми есть мембрана. Она изолирует резервуары друг от друга: в одном находится окислительная, во втором – восстановительная жидкость, которые не смешиваются. Однако, мембрана не «запрещает» ионный обмен.
При этом продукты химических реакций вымываются проточной жидкостью и через насосы отправляются обратно в емкость. Объем достаточно большой. В прототипе Quant E вместительность емкости составляла 400 л (2 шт. по 200 л)! Именно от ее объема зависит мощность аккумулятора.
Схема работы системы: в центре – разделительная мембрана. Фото: youtube.com
При проектировании авто всю конструкцию приходилось строить буквально вокруг емкостей с электролитом. Потоковая батарея «без отдыха» вырабатывает ток, который накапливается в конденсаторах. Они и гарантируют впечатляющую пиковую мощность и динамику.
Проект реальный, электрокары продемонстрированы 9 лет назад и на сегодня есть их усовершенствованные версии (об этом далее). Но возникает масса вопросов. Во-первых, что это за жидкость, рядом с которой будет находиться водитель и пассажиры? Ее состав не разглашается – коммерческая тайна. Второй вопрос – что произойдет, если электролит окажется снаружи: например, в случае аварии. Третье – что содержится в отработанном электролите и куда его девать?
QUANTiNO: испытания продолжаются. Фото: youtube.com
Правда, насчет последнего момента есть данные, что при использовании (2020 год) nanoFlowcell – т. н. «би-ионов» в результате выработки электроэнергии получается чистая вода. При этом в компании уверяют, что батареи (топливных элементов) хватит на 50 тыс. часов эксплуатации.
QUANTiNO на испытаниях в городе. Фото: youtube.com
Если это пересчитать на пробег со средней скоростью 45 км/ч, характерной для городских условий, получится 2,25 млн км. Что входит в состав электролита, разумеется, не говорится. Известно лишь, что это соли, вода, а роль носителей энергии играют «специально разработанные молекулы».
Компания развивается, не стоит на месте. На официальном сайте предлагаются samochody elektryczne с улучшенными характеристиками. Вот, например, внедорожник EORV (QUANT-UP). Бортовое напряжение в кроссовере – 48 вольт, запас хода – 2200 км, скорость – до 290 км/ч. В авто используется технология проточных топливных элементов и электролит bi-ION.
QUANT-UP разгоняется до 100 км/ч за 2,3 секунды. Фото: www.nanoflowcell.com
На сегодня специалистами компании достигнута мощность 600 Вт*ч/литр. Для сравнения: современные литий-ионные аккумуляторы показывают до 280 Вт*ч/л.
Дизайн интерьера QUANT-UP – самый современный. Фото: www.nanoflowcell.com
При этом в nanoFlowcell утверждают, что изобретенный ими электролит можно производить «в любом месте мира»: необходимо лишь иметь соответствующее оборудование.
Четырехместное купе QUANTiNO 48VOLT предназначено для поездок по городу с запасом хода в 1000 км. Машина комплектуется трехфазным электромотором в 108 л. с. И развивает скорость до 200 км/ч. Бортовое напряжение – 48 В. У электрокара пара заправочных баков по 72 л каждый.
QUANTiNO 48VOLT разгоняется до 100 км/ч за 5 секунд. Фото: www.nanoflowcell.com
Топливная ячейка обеспечивает силу тока до 300 ампер при емкости всего 85 кВт*ч. Трансмиссия автоматическая, привод – на задние колеса. «Квантино» весит в снаряженном состоянии 685 кг, его длина, ширина, высота – 3,91, 1,93 и 1,335 м соответственно.
Спортивный автомобиль, разгоняющийся до 100 км/ч за 2,4 сек. Его отличие от предыдущей модели заключается в большей (760 л. с.) мощности и емкости пары баков – по 200 л каждый.
Представленный на сайте спортивный электромобиль QUANT 48VOLT. Фото: www.nanoflowcell.com
Запас хода такой же, 1000 км. Габариты и масса другие. Длина, ширина, высота – 5,13, 2,24 и 1,34 м, вес в снаряженном виде – 1,82 тонны.
Это уже следующее транспортное средство, показанное на сайте разработчика. Характеристики прототипа тоже впечатляют: на одной «заправке» аппарат, вмещающий пилота с семью пассажирами, способен пролететь свыше 3 тыс. км.
QUANT eVTOL может использоваться, как городское такси. Фото: www.nanoflowcell.com
Потолок – до 8 тыс. 300 м. Машина вертикального взлета и посадки спроектирована из композитных материалов (только клеевые соединения) и в пустом состоянии весит 980 кг. Однако, общий объем баков (их два) – 1840 л.
На летательном аппарате установлено четыре основных электромотора по 288 кВт и один толкающий. Суммарная мощность силовой установки 2167 л. с. Производитель утверждает, что применены пропеллеры их собственной разработки, издающие на 90% меньше шума, чем обычные винты. Длина всего аппарата составляет 9,2, ширина – 10 м. Предусмотрена система безопасности, включающая тройной парашют.
Разработки компании, безусловно, заслуживают внимания. Однако на сегодня нет никакой информации о повсеместном использовании технологии заменяемого электролита. Цена, даже предположительная, на официальном сайте не указывается. Но раз веб-ресурс работает, можно предположить, что дела у компании все-таки продвигаются.
Пока что на мировом рынке «царствуют» литий-ионные накопители энергии. Работы по созданию АКБ иного типа ведутся, но о конкретных результатах приходится слышать редко. Чаще всего демонстрируются опытные образцы и все! Но кто знает: может, идеи какого-нибудь коллектива ученых продолжают развиваться, но уже под иным брендом и с другими спонсорами.
nanoFlowcell AG
Это компания с головным офисом, расположенным в швейцарском городе Kilchberg. Основана в 1996 году, с 2021-го является акционерным обществом. О себе впервые фирма громко заявила еще в 2014-м, продемонстрировав на автосалоне в Женеве свой прототип. Тогда был показан четырехместный концепт QUANT – электрокар, работающий на жидких аккумуляторах. Машину доработали и, год спустя, там же выставили уже две версии.
Первый электрокар на жидких АКБ: автосалон в Женеве
Это модернизированный спортивный samochód QUANT FE и его городской «близнец»-купе QUANTiNO. Как утверждал разработчик, публике показаны предсерийные образцы.
dane techniczne
Если сами по себе машины не особенно были интересными, то их характеристики впечатляли. Спорткар QUANT F комплектовался силовым агрегатом, развивающим 1090 «лошадей» и раскручивающим движок до немыслимых 2900 Н*м. Разгон до «сотки» составлял 2,8 секунды (напоминаем: это 2016 год), «максималка» – 380 км/ч. Пробег на одной зарядке (или заправке – об этом чуть позже) равен 600 км. А вот его «собрат» при более скромных скоростных качествах (мотор в 109 л. с.) способен проехать 1000 км без «подпитки».

Руководитель технологического отдела компании Нунцио ла Веккиа на городском хэтчбеке проехал, не останавливаясь, 14 часов. После окончания тестирования в электрокаре оставалось 78% «горючего». Однако, что же представляет собой «чудо-система», мало имеющая общего с современными автомобильными аккумуляторами?
Istota technologii
Источник энергии, работающий на таких же принципах, впервые был опробован (получен патент) в 1976 году инженерами NASA. Предполагалось, что такие АКБ будут устанавливать на космические корабли. Батареи назвали «потоковыми», но серийно их не делали из-за сравнительно больших габаритов и малой выдаваемой мощности. И вот в компании nanoFlowcell заявили, что им удалось «запихать» в 1 л очень много энергии: в четыреста раз больше, чем вмещает такой же объем обычной свинцовой АКБ.
Что представляет собой потоковая батарея
По-английски она называется redox – reduction-oxidation, что переводится, как «восстановление-окисление». Ее ячейка выполнена в виде пары электродов, между которыми есть мембрана. Она изолирует резервуары друг от друга: в одном находится окислительная, во втором – восстановительная жидкость, которые не смешиваются. Однако, мембрана не «запрещает» ионный обмен.
Как только АКБ перестает «делать» энергию, электролит заменяют. Его заливают, подобно бензину на АЗС. Только заправлять нужно два бака по отдельности: в один льют окислительную, во второй – восстановительную жидкости.
При этом продукты химических реакций вымываются проточной жидкостью и через насосы отправляются обратно в емкость. Объем достаточно большой. В прототипе Quant E вместительность емкости составляла 400 л (2 шт. по 200 л)! Именно от ее объема зависит мощность аккумулятора.

При проектировании авто всю конструкцию приходилось строить буквально вокруг емкостей с электролитом. Потоковая батарея «без отдыха» вырабатывает ток, который накапливается в конденсаторах. Они и гарантируют впечатляющую пиковую мощность и динамику.
Co dalej?
Проект реальный, электрокары продемонстрированы 9 лет назад и на сегодня есть их усовершенствованные версии (об этом далее). Но возникает масса вопросов. Во-первых, что это за жидкость, рядом с которой будет находиться водитель и пассажиры? Ее состав не разглашается – коммерческая тайна. Второй вопрос – что произойдет, если электролит окажется снаружи: например, в случае аварии. Третье – что содержится в отработанном электролите и куда его девать?

Правда, насчет последнего момента есть данные, что при использовании (2020 год) nanoFlowcell – т. н. «би-ионов» в результате выработки электроэнергии получается чистая вода. При этом в компании уверяют, что батареи (топливных элементов) хватит на 50 тыс. часов эксплуатации.

Если это пересчитать на пробег со средней скоростью 45 км/ч, характерной для городских условий, получится 2,25 млн км. Что входит в состав электролита, разумеется, не говорится. Известно лишь, что это соли, вода, а роль носителей энергии играют «специально разработанные молекулы».
Dzisiaj
Компания развивается, не стоит на месте. На официальном сайте предлагаются samochody elektryczne с улучшенными характеристиками. Вот, например, внедорожник EORV (QUANT-UP). Бортовое напряжение в кроссовере – 48 вольт, запас хода – 2200 км, скорость – до 290 км/ч. В авто используется технология проточных топливных элементов и электролит bi-ION.

На сегодня специалистами компании достигнута мощность 600 Вт*ч/литр. Для сравнения: современные литий-ионные аккумуляторы показывают до 280 Вт*ч/л.

При этом в nanoFlowcell утверждают, что изобретенный ими электролит можно производить «в любом месте мира»: необходимо лишь иметь соответствующее оборудование.
Данные двух других модернизированных электрокаров
Четырехместное купе QUANTiNO 48VOLT предназначено для поездок по городу с запасом хода в 1000 км. Машина комплектуется трехфазным электромотором в 108 л. с. И развивает скорость до 200 км/ч. Бортовое напряжение – 48 В. У электрокара пара заправочных баков по 72 л каждый.

Топливная ячейка обеспечивает силу тока до 300 ампер при емкости всего 85 кВт*ч. Трансмиссия автоматическая, привод – на задние колеса. «Квантино» весит в снаряженном состоянии 685 кг, его длина, ширина, высота – 3,91, 1,93 и 1,335 м соответственно.
QUANT 48VOLT
Спортивный автомобиль, разгоняющийся до 100 км/ч за 2,4 сек. Его отличие от предыдущей модели заключается в большей (760 л. с.) мощности и емкости пары баков – по 200 л каждый.

Запас хода такой же, 1000 км. Габариты и масса другие. Длина, ширина, высота – 5,13, 2,24 и 1,34 м, вес в снаряженном виде – 1,82 тонны.
QUANT eVTOL
Это уже следующее транспортное средство, показанное на сайте разработчика. Характеристики прототипа тоже впечатляют: на одной «заправке» аппарат, вмещающий пилота с семью пассажирами, способен пролететь свыше 3 тыс. км.

Потолок – до 8 тыс. 300 м. Машина вертикального взлета и посадки спроектирована из композитных материалов (только клеевые соединения) и в пустом состоянии весит 980 кг. Однако, общий объем баков (их два) – 1840 л.
Генеральный, исполнительные директора компании – Nunzio La Vecchia и Hektor Bertschi. Оба – пилоты со стажем 35 и 49 лет.
На летательном аппарате установлено четыре основных электромотора по 288 кВт и один толкающий. Суммарная мощность силовой установки 2167 л. с. Производитель утверждает, что применены пропеллеры их собственной разработки, издающие на 90% меньше шума, чем обычные винты. Длина всего аппарата составляет 9,2, ширина – 10 м. Предусмотрена система безопасности, включающая тройной парашют.
odkrycia
Разработки компании, безусловно, заслуживают внимания. Однако на сегодня нет никакой информации о повсеместном использовании технологии заменяемого электролита. Цена, даже предположительная, на официальном сайте не указывается. Но раз веб-ресурс работает, можно предположить, что дела у компании все-таки продвигаются.
- Siergiej Mileszkin
- youtube.com, VK Видео,www.nanoflowcell.com
Polecamy dla Ciebie

Od 1 lutego samochody starsze niż 10 lat będą podlegać karze grzywny
Nowe przepisy weszły w życie 1 lutego i przewidują karę grzywny w wysokości od 2000 tys. do 5000 tys. rubli. w przypadku awarii technicznych...

Do 300 000 rubli za wjechanie na przeciwległy pas ruchu i inne zmiany w przepisach ruchu drogowego
W 2025 roku kierowcy będą musieli stawić czoła poważnym zmianom, które dotkną niemal każdego. Po pierwsze, nastąpi masowa wymiana praw jazdy. Jeśli twój...

Most drogowy powstanie między Rosją a Koreańską Republiką Ludowo-Demokratyczną – opinie kierowców
Rząd wybrał już wykonawcę prac. Zgodnie z projektem most będzie gotowy na początku 2027 roku.

Chcą rozszerzyć produkcję Ił-76
A Ił-114, który powinien rozwiązać problem niedoboru samolotów regionalnych w naszym kraju, ma dobre perspektywy eksportowe. Szczegóły w...

Ural zdobył nowe szczyty – obiecuje produkować 25 tysięcy ciężarówek rocznie
Firma uruchamia nowy kompleks montażowy. Jest też pełnoprawny przenośnik taśmowy.

Po raz pierwszy zaprezentowano publicznie model produkcyjny silnika lotniczego PD-8
Elektrownia jest zaprojektowana dla SJ-100. Na wystawie nie zabrakło również innych, długo oczekiwanych jednostek dla naszego lotnictwa....

Zatwierdzono trzeci etap budowy mostu nad Leną
Budowa rozpocznie się pod koniec 2024 roku. Projekt został osobiście zatwierdzony przez Prezydenta Federacji Rosyjskiej....

Duża modernizacja BAM i Kolei Transsyberyjskiej – najważniejsze wydarzenia miesiąca
Koleje w naszym kraju zmieniają się dosłownie na naszych oczach. W naszym materiale szczegółowo opisano najobszerniejsze z wykonanych prac.

Ciągniki Władimiriec będą produkowane w Rosji
Tylko pod nową marką, która wygląda na to, że zostanie przemianowana na „Chinese”. Więcej o projekcie możesz przeczytać w naszym artykule....

Produkcja seryjna ciężarówek BAZ rozpocznie się w Petersburgu
Nowe pojazdy będą mogły transportować ładunki o masie do 20 ton. Znaczna część podzespołów jest produkowana w Rosji.

„Niva” w nadwoziu typu pick-up z fabrycznym kungiem
Klasyczna Niva to samochód, który zyskał w Rosji status kultowego. Jest stosunkowo niedrogi, łatwy w modernizacji i ma niedrogie części zamienne.

Boeing „ląduje”, ponieważ firma ponosi rekordowe straty z powodu projektu kosmicznego
Okazało się, że suma ta była nawet większa niż PKB Serbii. Wygląda na to, że firma będzie musiała skupić się wyłącznie na produkcji samolotów i patrzeniu w gwiazdy...

Pierwsze radzieckie enduro: co nie wyszło Verkhovina 6 Sport?
Radzieckie motorowery to nie tylko sprzęt, ale cała epoka. „Verkhovyna 6 Sport” to jeden z najciekawszych i najbardziej niezwykłych przedstawicieli czasów, które minęły bezpowrotnie...

Gazelle i Sobol są teraz sprzedawane z ulepszonymi silnikami
Są to silniki klasy Euro 5 i nie wszystkie modele je posiadają. No cóż, silniki są krajowe, ale z „chińskim akcentem”...

Bombardier CRJ700: jak minibus, tylko w niebie
Dość ciasno, ale równie niezawodnie i mało je. Jaki jest sekret jego popularności wśród linii lotniczych?...

KAMAZ jest gotowy do produkcji nowych produktów – przeprowadzono szeroko zakrojoną modernizację zakładów
Łącznie w projekcie brało udział ponad 1400 specjalistów. Ulepszenia i naprawy sprzętu przeprowadzono we wszystkich głównych oddziałach.